Цемент в мешках

Мальцовский портландцемент

105 лет ОАО Мальцовский портландцемент

Завод, которому исполнилось 105 лет, работает на полную мощность

Началась история предприятия в 1899 году у деревни Боровка Калужской губернии (ныне город Фокино Брянской области). Тут предприниматель Сергей Мальцов заложил цементный завод. Вскоре промышленник умер, но память о нем осталась в названии нового предприятия – «Мальцовский портландцемент».

Рядом находились богатейшие залежи мела и глины, потому выбор и пал на это место. Учредителем и директором-распорядителем стал талантливый инженер-механик Лев Шешминцев. Портландцемент он начал изготавливать по способу, который в 1890 году предложил шведский инженер Бергрюн. Суть его заключалась в смешивании сырых материалов, то есть мела и глины в «состояние их натуральной влажности, без предварительного высушивания, прямо в тесто».

Завод (вскоре после его пуска) посетил профессор А. Шуляченко, которого называют отцом русской цементной промышленности. В статье, опубликованной в 1901 году в журнале «Цемент, его производство и применение», он так писал: «Нашелся русский техник Шешминцев, который не только понял всю важность идеи Бергрюна, но и решился осуществить ее в обширных размерах. Он имел смелость основать товарищество для выработки портландцемента по новому способу, применив для смешивания сырых материалов идею Бергрюна, но в совершенно самостоятельной обработке. Мел и глина смешиваются без предварительного высушивания, с природным содержанием 25-30-процентной влажности».

В июне 1901 года старший фабричный инспектор Калужской губернии в «Свидетельстве о состоянии и производительности цементного завода» рапортовал губернскому начальству: «В пределах завода расположены платформа проведенной ветви мальцовской узкоколейной железной дороги, артезианский колодезь и ключевой пруд, залежи глины и мела, необходимые для производства цемента. Оборудование завода вполне закончено. Для ежегодного производства цемента в 3000000 пудов сырых материалов достаточно. Их хватит не менее чем на 100 лет. На постройку завода вместе с его оборудованием затрачено 1200000 рублей.

Пенобетонные блоки
Смотрите видео по теме

Смотрите видеоролик по теме

На цементном изводе насчитывается 36 отдельных строений, в каменных постройках размещаются: склад сырых материалов и сушильня для дерева, лесопилка и бондарка, кочегарка и вальцовая мельница, кирпичная и ремонтная, машинное и сушильное отделения, механическая и химическая лаборатории. В деревянных — элеватор, 12 шнейдеровских печей, склад для клинкерного кирпича, здание конторы и другие помещения».

В начале 1901 года правление завода заключило договор с потомственным почетным гражданином, московским купцом 1-й гильдии Е. Я. Рубинштейном о комиссионной продаже портландцемента в Москве, Московской, Тверской, Новгородской, Ярославской, Владимирской, Нижегородской, Симбирской и других губерниях, прилегающих к левому берегу Волги.

По условиям договора склад купца должен вмещать не менее 1500 бочек цемента, за его счет «устраивались» большие и красивые вывески, рекламирующие мальцовский портландцемент. Продажа проводилась за наличный расчет, «а благонадежным лицам и учреждениям и в кредит по векселям». Вознаграждение устанавливалось в 5 процентов с вырученной «франк-завод цены».

Цемент поставлялся в бочках вместимостью по 10 пудов каждая. На днище наклеивался красочный товарный ярлык с надписью «Мальцовский портландцемент. Акционерное Общество мальцовского портландцемента. Правление в Санкт-Петербурге. Завод близ г. Брянска (ст. Боровка Мальцовской ж. д.)». В центре был изображен герб рода Мальцовых.

К Рубинштейну стали поступать заказы на поставку цемента от частных лиц, товариществ, компаний, от Московской городской управы на строительство Москворецкого водопровода, Коломенского машиностроительного завода, от Акционерного общества для производства бетонных и других строительных работ и Мануфактуры компании «Зингер», от Управления Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, от писчебумажной фабрики графа Паскевича в Добруше, Общества Выксунских горных заводов в Муроме, от Суздальской уездной земской управы, товарищества Шуйской мануфактуры и т. д.

Брянский купец Н. А. Добычин, с которым тоже был заключен договор, взял на себя обязательства по продаже цемента в Брянске, Карачаеве, Тручевске и Брянском уезде по цене «в бочках весом 10 пудов 10 фунтов (нетто) по 4 руб. 50 коп. за бочку, в 10 пудов (брутто) — по 4 руб. 30 коп. за бочку». Отправлявшийся заказчиком цемент проходил испытание в заводской лаборатории, а также по желанию покупателя в лаборатории Полесских железных дорог и на химической испытательной станции Института путей сообщения в Санкт-Петербурге.

К 1904 году предприятие «Мальцовский портландцемент» окрепло, имело все условия для «очень широкого развития в будущем по причине особо благоприятных местных условий».

К тому же потребность в цементе все возрастала, к постоянным покупателям прибавлялись новые, рынок сбыта продукции все расширялся, цемент отпускался всем предприятиям, которые в нем нуждались.

По данным анкеты, проводимой бюро съездов русских цементных техников и заводчиков, в апреле 1908 года на цементном заводе насчитывалось 700 рабочих, занимавшихся добычей сырых материалов, в бондарной и на других хозяйственных работах. Рабочий день длился 20 часов, работали в две смены: дневную и ночную.

В 1909 году правление завода начало переговоры с датской фирмой Смидта об установке вращающихся печей, позволяющих выпускать цемент высокого качества. К концу года на заводе были установлены две вращающиеся печи длиной 47 метров каждая, являвшиеся последним словом цементной техники. Это были самые длинные вращающиеся печи в России, превосходившие по длине знаменитую печь Эдиссона в Америке.

В те годы Мальцовский портландцементный завод с максимальной годовой производительностью 1 миллион бочек цемента был самым крупным среди 33 русских портландцементных заводов, основанных в 1856-1909 годах. В 1914 году в связи с началом Первой мировой войны производство цемента сократилось до 1190 тысяч бочек цемента. Начиная с середины 1915 года завод «обслуживал нужды государственной обороны», поставлял цемент на передовые позиции, для военных портов, крепостей и других сооружений Военного ведомства. Завод тщательно охранялся, подданные воюющих с Россией держав не имели права проживать на расстоянии 10 и менее верст от завода.

Предприятие было национализировано в 1918 году. Всякое ему пришлось пережить, но мальцовскую марку не утеряло. За 105 лет своей работы завод произвел десятки миллионов тонн цемента, который шел на строительство важнейших народнохозяйственных объектов: Днепрогэс, Байконур, Московский метрополитен, Волго-Донской канал, другие стройки.

Мальцовским цементом пользовались строители храма Христа Спасителя. Шел он на реконструкцию Манежной площади в Москве. Кроме столицы, цемент постоянно поставляется в Московскую, Брянскую, Калужскую и другие области.

Начало вхождения брянских цементников на путь новых рыночных отношений сопровождалось ощутимыми потерями и трудностями. Из-за неплатежеспособности традиционных потребителей предприятие в течение 1992-1993 годов вынуждено почти вдвое сократить производство продукции. В тот период, по существу, решалась судьба трехтысячного коллектива, а значит, и самого города цементников. Ведь в Фокино практически каждая семья имеет своего работника на этом заводе. Коллективными усилиями была намечена программа выхода из кризиса. Она предусматривала уменьшение затрат на производство с целью снижения себестоимости цемента, дальнейшее совершенствование технологии и оборудования, поиск новых потребителей, организацию выпуска новых видов продукции за счет создания в рамках АО мобильных структур, не связанных напрямую с производством цемента. Пущены в эксплуатацию цеха по изготовлению цементно-песчаного строительного кирпича, сухих цементно-песчаных смесей. Одновременно были приняты меры по расширению рынков сбыта продукции. В результате АО «Мальцовский портландцемент» упрочило свои позиции.

66
Цемент в мешках